ПОЛОЖЕНИЕ
ОАК НА РЫНКЕ

Объединенная авиастроительная корпорация — один из ключевых игроков на мировом рынке гражданской и военной авиации. Конкуренты ОАК — мировые производители авиатехники: Airbus, Boeing, Lockheed Martin, Embraer и Bombardier.

Гражданская авиация

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

По данным IАТА, в 2017 году мировой рынок пассажирских перевозок продолжил устойчивый рост: так, в условиях сравнительно низких цен на авиатопливо мировой пассажирооборот увеличился на 7,6% за год (что на 1,1 п.п. выше среднего уровня за последнее десятилетие), а среднее значение коэффициента занятости пассажирских кресел выросло на 0,9 п.п. и достиглоисторического максимума 81,4%. Объемы грузовой транспортной работы, выраженные в грузовых тонно-километрах, возросли на 9%, что стало лучшим достижением после 2010 года. Сложившиеся рыночные тенденции способствуют росту спроса на новые гражданские самолеты со стороны авиакомпаний.

В 2017 году на мировой рынок было поставлено 1 754 новых самолета — на 24 единицы больше, чем годом ранее. Большая часть поставок — узкофюзеляжные магистральные самолеты (1 088 единиц, или 62%); число широкофюзеляжных самолетов составило 385 единиц, а ближнемаги стральных (региональных) самолетов — 281 единица.

В 2017 году Корпорация поставила на рынок 36 гражданских самолетов и расположилась на шестом месте мирового рейтинга с суммарной долей рынка 1,8%. Важно отметить, что в классе региональных реактивных самолетов, который в настоящее время является основным сегментом для Корпорации, ОАК занимает второе место с долей 19% рынка (30 воздушных судов).

ОАК поставляет на внешний рынок пассажирские самолеты SSJ 100. В 2017 году количество авиакомпаний, использующих SSJ 100, увеличилось: 3 самолета по схеме мокрого лизинга было передано бельгийской компании Brussels Airlines. Всего зарубежными компаниями эксплуатируется 32 SSJ 100, включая мексиканскую InterJet (22 самолета) и ирландскую CityJet (6 самолетов).

Крупнейшие зарубежные эксплуатанты SSJ 100

6 самолетов SSJ 100 на конец 2017 года


Крупнейшие зарубежные эксплуатанты SSJ 100 на конец 2017 года


22 самолета SSJ 100 на конец 2017 года


Поставки гражданских воздушных судов ОАК (шт)

Показатель
2013
2014
2015
2016
2017
Внутренний рынок
18
26
25
26
34
Внешний рынок
14
9
5
11
2
ИТОГО
32
35
30
37
36

Согласно долгосрочному прогнозу Корпорации, среднегодовые темпы роста мирового пассажирооборота составят в ближайшие двадцать лет около 4,5%. Суммарный спрос на новые пассажирские самолеты вместимостью более 20 кресел оценивается на уровне 41,9 тыс. единиц. В сегменте узкофюзеляжных самолетов ожидается поставка 27,9 тыс. воздушных судов, в сегменте широкофюзеляжных самолетов — 7,5 тыс. воздушных судов и в сегменте региональных самолетов — 6,5 тыс. воздушных судов, в том числе реактивных — 4,1 тыс.

Принимая во внимание перспективы развития отрасли, Корпорация стремится расширить свое присутствие на мировом рынке гражданской авиации. Для этого ОАК ведет работы по расширению эксплуатационных возможностей самолета SSJ 100, реализует программу создания и производства нового самолета МС-21. Также планируется выпуск широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 (совместно с китайской авиапромышленностью): в 2017 году российская и китайская стороны создали совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, которое будет выполнять функцию оператора программы.

Повышение эксплуатационной привлекательности SSJ 100

Одна из ключевых задач АО «ГСС», производящего самолеты SSJ 100, — выход на новые рынки. Для достижения этой цели компания расширяет эксплуатационные возможности воздушных судов: так, в декабре 2017 года в городе Жуковском состоялся первый испытательный полет самолета SSJ 100 с установленными саблевидными законцовками крыла, которые уменьшат расход топлива на 3%. Законцовки также улучшают взлетно-посадочные характеристики и скороподъемность, что может представлять интерес для эксплуатации в условиях жаркого климата. Кроме того, в 2017 году прошла сертификация дополнительных топливных баков, которая позволила предложить заказчикам бизнес-версии SSJ 100 дальность полета, достигающую 7 000 км.

Очередной вехой в работе по расширению условий эксплуатации Sukhoi Superjet 100 стала сертификация модификации В100 в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA). Повышенная тяга двигателя SSJ 100 B100 позволит выполнять полеты с коротких взлетно-посадочных полос, расположенных на аэродромах в черте города или на высокогорных аэродромах. Такие характеристики воздушного судна могут быть интересны авиакомпаниям из Западной Европы, а также из стран БРИКС.

Крупнейшие российские эксплуатанты SSJ 100

42 самолета SSJ 100 на конец 2017 года


Крупнейшие российские эксплуатанты SSJ 100 на конец 2017 года

16 самолетов SSJ 100 на конец 2017 года


Поставки воздушных судов ОАК на внутренний рынок (шт)

Показатель
2013
2014
2015
2016
2017
Поставки SSJ 100
11
18
20
17
28
Поставки других судов гражданской авиации
7
8
5
9
6
ИТОГО
18
26
25
26
34

Крупнейшие российские эксплуатанты SSJ 100

10 самолетов SSJ 100 на конец 2017 года


5 самолетов SSJ 100 на конец 2017 года


Согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта, на конец 2017 года в России насчитывалось 110 авиакомпаний, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки. Совокупная доля пяти крупнейших перевозчиков в 2017 году составила 65,5% по пассажирообороту и 65,9% по количеству перевезенных пассажиров.

В 2015–2017 гг. авиакомпании России пополнили свой парк 318 воздушными судами (как новыми, так и со вторичного рынка), 93 из которых (29%) — отечественного производства. Среди приобретенных воздушных судов доля новых самолетов составила 57% (на один процентный пункт больше, чем в 2016 году).

В 2017 году ОАК поставила на внутренний рынок 34 гражданских воздушных судна, из которых 28 самолетов SSJ 100. Количество самолетов SSJ 100, эксплуатируемых российскими коммерческими структурами, составило на конец 2017 года 86 единиц, еще 6 воздушных судов находились в эксплуатации в российской ведомственной и бизнес-авиации.

В соответствии с долгосрочным прогнозом ОАК среднегодовые темпы роста пассажирских авиаперевозок в России в ближайшие 20 лет составят около 4,1%, что ниже прогнозируемых мировых темпов роста в 4,5%. Расчетный спрос на новые пассажирские самолеты у российских авиакомпаний в этот период составит примерно 1 150 воздушных судов (около 2,7% от мирового рынка).

Кроме моделей глобального позиционирования (SSJ 100, МС-21, CR929) перспективный модельный ряд Корпорации на российском рынке включает региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300, дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96-400М (проводятся опытно-конструкторские работы по модернизации).

Военная, военно-транспортная и специальная авиация

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

В 2017 году ОАК сохранила лидирующие позиции на мировом рынке военной авиации, поставив 94 боевых самолета, из которых 38 единиц было поставлено на экспорт. По итогам 2017 года на мировом рынке доля ПАО «ОАК» по количеству переданных заказчикам воздушных судов в сегментах военной, транспортной и специальной авиации, с учетом всей номенклатуры типоразмеров и классов самолетов по назначению, составила 22%.

Согласно прогнозам, среди военной техники, производимой Корпорацией, самыми востребованными на внешнем рынке в ближайшие годы будут самолеты семейств Су-30/35, МиГ-29 и Як-130. При этом велика вероятность расширения номенклатуры поставляемых на экспорт боевых авиационных комплексов и числа покупателей (в качестве потенциальных импортеров российской военной авиации рассматриваются страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки)1.

1 Номенклатура экспортных образцов авиационной техники и страны их возможных поставок определены соответствующим Указом Президента РФ: данное государственное решение однозначно ограничивает круг государств — возможных партнеров в сфере военно-технического сотрудничества.

Кроме того, Корпорация производит и планирует развивать направления авиационных комплексов специального назначения — в том числе в части топливо-заправки, разведки, ретрансляции, управления, наведения и целеуказания, радиоэлектронной борьбы, морской патрульной и противолодочной авиации, гидроавиации.

Одним из ключевых направлений деятельности ОАК в части самолетов специального назначения на длительную перспективу будет создание их экспортных вариантов и поэтапное расширение своего присутствия на мировом рынке. В период до 2035 года планируется осуществить поставки самолетов специального назначения в объеме не менее 2 трлн рублей. Отдельным перспективным направлением деятельности ОАК является создание беспилотных авиационных комплексов среднего и тяжелого класса для решения широкого круга задач.

Прогнозируемые показатели рынка и стратегические цели ОАК на период до 2035 года

 
Рынок военной авиации
Рынок военно­транспортной авиации
Основные конкуренты
• Boeing (США)
• Lockheed Martin (США)
• AVIC (Китай)
• Airbus (Франция)
• Lockheed Martin (США)

Объем мирового рынка,
млрд долл. США
723
223

Объем доступного
(конкурентного) для ОАК
рынка, млрд долл. США
117
37

Стратегические цели ОАК
• Увеличение доли ОАК на конкурентном рынке до 40% в 2025 году и до 45% к 2035 году.
• Обеспечение примерно равного числа поставленных самолетов по предстоящим периодам (этапам) долгосрочного планирования.
• Достижение пиковой доли на мировом рынке порядка 16%.
• Достижение существенного роста производства и поставок военно-транспортных самолетов в период после 2020 года.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Военная авиация
Корпорация производит военную авиационную технику для Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Государственной программой вооружений на период до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ и государственным оборонным заказом.

ОАК предлагает Министерству обороны РФ широкую линейку воздушных средств, которая удовлетворяет потребности военно-воздушных сил страны в качественном и современном вооружении.

Транспортная и специальная авиация
Также в 2017 году ОАК продолжала выполнять ранее заключенный контракт на производство Ил-76МД-90А со сроками поставки, установленными заказчиком — Министерством обороны РФ. Опыт эксплуатации, поддержания летной годности и коммерциализации семейства самолетов Ил-76 и имеющиеся запросы на поставку Ил-76МД-90А от ряда отечественных и иностранных заказчиков позволяют ОАК сформировать сбалансированную производственно-сбытовую программу по самолетам данного типа на длительную перспективу.

В 2017 году ОАК в соответствии с установленными сроками продолжила выполнение программы создания военно-транспортного самолета Ил-112В, а в 2018 году была начата постройка двух летных опытных образцов данной модели.

В рамках государственного контракта от 25 мая 2011 года в 2017-м году ОАК передала МЧС России три серийных самолетаамфибии Бe-200ЧС.

Далее

Стратегия и бизнес-модель

Оглавление
Scroll to top